Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на современном этапе развития общества появляется все больше детей с отклонениями в развитии, в частности, с ЗПР, а потому принципиально важно исследовать и корректировать особенности развития их психических процессов, разрабатывать программы и методики педагогического сопровождения таких детей для их более успешной адаптации в жизни и учебном процессе.
Дошкольники, которые имеют различные формы ЗПР, также должны быть подготовлены к школьному обучению – в общеобразовательной или коррекционной школах – в зависимости от типа или выраженности ЗПР. Поэтому им важно диагностировать и развивать память как один из важнейших компонентов психики, необходимых для успешного прохождения обучения в школе.
Степень изученности проблемы. Вопрос о развитии памяти детей дошкольного возраста, имеющих различные отклонения в психическом развитии, изучался в трудах многих ученых. Однако достаточно мало источников, которые качественно и подробно раскрывают вопросы о педагогическом сопровождении и коррекционной работе, которая организуется в дошкольных учреждениях в данном направлении.
Цель исследования – провести сравнительный анализ произвольной и непроизвольной памяти дошкольников с ЗПР.
Объект исследования – память дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – произвольная и непроизвольная память дошкольников с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сущность памяти как психического процесса.
2. Осуществить сравнительный анализ произвольной и непроизвольной памяти.
3. Провести диагностику особенностей памяти у дошкольников с ЗПР.
База исследования: Детский развивающий центр «Сема» Солнцевского района города Москва.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, моделирование, наблюдение, тестирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность памяти как психического процесса
Память как явление характерна для всех биологических существ. Молекулы ДНК – это огромное количество информации и «хранилища» памяти. Признаки передаются от клетки к клетке, благодаря чему происходит преемственность поколений и продолжение биологической жизни. Психологический феномен памяти характерен и для человека .
Память – это процесс улавливания, сохранения, изменения, воспроизведения, признания и потери прошлого опыта, что позволяет использовать его в деятельности и / или восстанавливать в сфере сознания.
Даже в мифах Древней Греции Мнемозина, богиня памяти родила от Зевса девять муз. Таким образом, древние греки придавали первостепенное значение памяти, которая определяет всю умственную деятельность человека. По поводу памяти в научной литературе существует много дискуссий. Тем не менее, в настоящее время усилиями нейрофизиологов, когнитивных психологов и других представителей психо- и нейробиологии этот феномен психической сферы человека изучен достаточно подробно .
Тем не менее, единой теории памяти в мире не существует. Различные гипотезы и доказательства сосуществуют между собой, в чем-то противоречат друг другу, но, тем не менее, накоплен значительный эмпирический материал.
Исследователи отмечают, что между эмоциями и памятью существует прямая связь. Позитивно окрашенные события лучше запоминаются, когда человек находится в хорошем настроении, и наоборот, грустные и печальные события легче запоминаются, когда человек находится в соответствующем настроении. Это явление называется «конгруэнтностью настроения» .
При этом качество запоминания может существенно различаться, что выявляется при воспроизведении информации .
Человек, оказавшийся в стрессовой ситуации, может вообще не помнить подробностей и даже основных сцен событий, он в этот момент «шокирован». При этом один параметр будет настолько важен, что «поглотит» внимание человека, и качество воспроизведения этой информации будет очень высоким.
Человек может забыть структуру и содержание травмирующих событий, с одной стороны, и в то же время хорошо запомнить свои эмоции, связанные с этим событием. Эмоции в таких ситуациях служат «красным флагом», не позволяющим человеку вспомнить детали, они являются символом, кодом, который предопределяет будущее поведение человека .
Существует также прямая зависимость между памятью и мотивами человека. Например, субъект, который в данный момент ведет переговоры по важному для него вопросу, будучи прерванным, будет помнить цепочку вербализации намного лучше, чем если бы переговоры были завершены. Это эффект незавершенного действия.
Если студент готовится к экзамену, то после получения оценки его способность запоминать ответы будет ниже, иногда значительно, чем в условиях, когда он еще не получил оценку и не сдал экзамен. Это эффект завершенного действия .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, А.А., Порошникова, М.И., Хабарова, С.И. Современные аспекты изучения психических процессов / А.А. Авдеева, М.И. Порошникова, С.И. Хабарова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 7. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – С. 104–120.
2. Володарская, С.Ю., Николаенкова, А.А., Панкратов, О.Г. Изучение онтогенеза памяти в современной психологии: особенности содержания научных исследований / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Психология и педагогика. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–106.
3. Головченко, И.Т. Исследования свойств и видов памяти в современной научной литературе / И.Т. Головченко // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 4. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2021. – С. 14–23.
4. Ивлева, А.П., Хромова, Г.А. Принципы и ситуации применения знаний о психических процессах человека // Современная гуманитарная наука. – 2019. – № 8. – С. 60–72.
5. Казанкова, И.М., Поршнева, А.А. Психические процессы / И.М. Казанкова, А.А. Поршнева. – Тула: Приоритет, 2021. – 360 с.
6. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Психологические исследования памяти: научный дискурс / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
7. Куликович, А.А. Современные теории памяти / А.А. Куликович. – Воронеж: Перспектива, 2021. – 320 с.
8. Левковская, А.Я. Память как объект научного исследования / А.Я. Левковская // Современная психология. – 2020. – № 1. – С. 75–90.
9. Машинина, П.И. Исследование особенностей нарушений памяти в детском возрасте: психолого-педагогический анализ / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–136.
10. Методика «Изучение произвольной и непроизвольной памяти» // FindOut. – URL: https://findout.su/2x5385.html (Дата обращения: 20.05.2021)
11. Ольминская, Е.Е. Роль памяти в развитии познавательных возможностей человека / Е.Е. Ольминская // Педагогические технологии в России и за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 50–62.
12. Панкова, Т.И., Берестенева, Л.Ю. Значение и содержание педагогических технологий в контексте организации психологических исследований / Т.И. Панкова, Л.Ю. Берестенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения психологических исследований в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–178.
13. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Исследования памяти детей и подростков / Ю.Т. Радомская, С.В. Плюшенков // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и гуманитарные науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2020. – С. 88–100.
14. Слепакова, И.М., Радминская, Е.А. Память как психологическое явление: историографический экскурс / И.М. Слепакова, Е.А. Радминская // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–80.
15. Самойлова, В.А. Принципы и методы исследования памяти и методов ее исследования / В.А. Самойлова // Современная психология. – 2020. – № 7. – С. 30–40.
16. Супонева, Я.С., Гридасова, М.И. Исследование памяти как актуальное направление психологических исследований / Я.С. Супонева, М.И. Гридасова // Вестник Иркутского государственного университета. – 2020. – № 8. – С. 99–113.
17. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа мнестических процессов человека: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Психология в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–63.
18. Черепанова, И.М., Федорова, С.С. Современные исследования памяти: теория и практика исследования / И.М. Черепанова, С.С. Федорова // Технологии современных гуманитарных исследований. Сборник статей. – Воркута: Смысл, 2021. – С. 59–70.
19. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения концептуальных особенностей личности человека в современных социально-культурных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования проблематики современных психологических исследований: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2021. – С. 30–45.